Напоминаю, что здоровье понимаем широко, целостно.
Человек – целостное существо.
Понятие здоровья включает в себя понятие развития человека!
Развитие идет всю жизнь.
Здоровым нужно быть всю жизнь.
И в период роста и созревания.
И в период взрослой жизни.
И в период зрелости.
Болезнь – стимул к развитию человека.
Состояние здоровья - качественное управление.
Состояние болезни – потеря качественного управления.
Достичь качественного управления в модели Белояр предлагается с помощью метода «самовытяжения».
Развить способность качественного управления – поддерживать хорошее здоровье.
Второй метод в модели Белояр – связка ощущений, образов, слов и понятий. Она обеспечивает понимание. А понимание – хорошее здоровье.
Третий метод в модели Белояр – упорный регулярный труд на границе своих возможностей.
Еще один известный прием достижения здоровья в модели Белояр: выполнение психофизических упражнений с хорошей натяжкой, в очень медленном темпе, плавно, ровно, по осям силы, по векторам, по законам геометрии.
Другой прием: развивать осознание телесных ощущений, своего физического тела, чувствительность, улавливать скачки, зажимы, блоки и убирать их с помощью усиления натяжки, движений и массажа.
Еще один способ достижения здоровья с помощью Белояра – преодоление страха и развитие способности отвечать за все, что с тобой происходит.
Важный аспект модели здоровья Белояр – это осознавание своих действий и постановка цели. Цель дает здоровье.
Ко всем белояровцам вопрос, напишите, что по- вашему полезное от Белояра вы взяли для улучшения своего здоровья?
Эту тему я выставила на сайте Персональное моделирование здоровья. Вот тут ссылка
Обсуждаем и здесь и там.
]]>]]>
В классическом психоанализе показателем душевного здоровья человека считается сила Эго, а целью терапии — воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в бодинамическом анализе вводится понятие телесного Эго, функциями которого являются:
Зрелое телесное Эго является условием как психологической, так и социально-психологической адаптации. На его основе выстраивается целостность, единство человека как с самим собой, так и с другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой взаимосвязи.
Термин «бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics). Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический» анализ или анализ телесного развития. В основе метода лежат представления психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития ребенка, ее параллелизм с развитием личностным. Разработан метод датским психотерапевтом Л. Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его представления о «мышечном панцире».
Из представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства. Если это представление признается верным, то справедливо и противоположное: через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем (принцип обратной связи). Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем.
Л. Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном уровне как составной части психомоторного развития, а на психологическом уровне — как закономерно развивающейся во времени последовательности альтернативных выборов (табл. 2), формирующих структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим выборам частные личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл. 1).
Таблица 1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер
Группы мышц | Психологические функции мышц |
Голова, шея |
|
Мимические мышцы в целом | Выражение чувств, социальные контакты |
Мышцы вокруг глаз | Направленность внимания и краткосрочное планирование |
Мышцы области рта и язык | Эмоциональное принятие |
Мышцы передней поверхности шеи | Речевое самовыражение |
Мышцы задней поверхности шеи | Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах |
Плечевой пояс и руки |
|
Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечо | Личное пространство в отношениях |
Мышцы, поднимающие плечо | Способность нести психологическую «ношу» |
Ротаторы плеча | Самозащита и способность принимать поддержку от других |
Разгибатели предплечья | Отталкивание, удерживание на дистанции |
Сгибатели предплечья | Привлечение и удержание |
Ротаторы предплечья | Брать и отдавать |
Сгибатели и разгибатели запястья | Позиционирование или социальный контроль поведения |
Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец | Обострение восприятия; письменная речь |
Разгибатели пальцев | Тонкое приспособление (изменение границ); умение «отпускать от себя» |
Сгибатели пальцев | Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдавать |
Туловище |
|
Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая грудная и передняя зубчатая мышцы) | Ощущение собственной ценности и личной силы (как в поверхностных, так и в глубинных контактах) |
Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы) | Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания» |
Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные мышцы живота | Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание» эмоций |
Большая и малая поясничные мышцы | Интимная привязанность |
Разгибатели туловища (позвоночника) | Способность противостоять эмоциональным и физическим стрессорам |
Квадратная мышца поясницы | Баланс между ориентацией на собственные чувства или на эмоции окружающих |
Мышцы тазового дна | Сексуальные чувства |
Ноги |
|
Сгибатели бедра | Инициация движения вперед и психологического контакта |
Разгибатели бедра | Самоутверждение, способность «стоять на своем» |
Ротаторы бедра | Сексуально-чувственное самоосознавание |
Мышцы, приводящие бедро | Интимные и чувственные контакты |
Разгибатели голени | Персональные границы во взаимоотношениях |
Сгибатели голени | Выбор направления и контроль движения вперед |
Малоберцовая мышца | Персональный баланс в групповом взаимодействии |
Разгибатели стопы и пальцев | Контакт с реальностью |
Сгибатели стопы | Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах» |
Сгибатели пальцев | Ощущение контакта с землей |
Бодинамический анализ внес существенные дополнения в райховские представления о структуре характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии структура характера первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных, иррациональных стереотипов поведения в стрессовых ситуациях — набор, который формируется у каждого человека, начиная с раннего возраста (именно с воспроизведением детского опыта и связаны элементы иррациональности). При этом складывается он во многом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем подражания окружающим). Набор типичных психологических защит составляет, по Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде участков повышенного мышечного тонуса — «мышечный панцирь».
При этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц «созревают» в разное время. И психомоторное развитие представляется как последовательное «созревание» определенных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под «созреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелости нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной мышцы в полной мере доступной сознательному контролю. Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточно узкими временными рамками. Это так называемый критический или сензитивный период развития, с которым также ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в ситуации первичного научения (импринт).
Внимание! Фрагмент текста в комментариях!
В отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от попыток насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять пациента беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента осознаванию присутствия собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном итоге наряду с восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц это приводит к укреплению или «пробуждению» телесного Эго, гармонизация функций которого и служит главной целью психокоррекционной работы.
Также смотрите:
Подробно практические методы телесной психотерапии изучаются в учебных курсах "Язык телодвижений" и "Психофизиология", которые вы можете изучить по индивидуальной программе.
COPYRIGHT 2007 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование любой части этого материала допускается только с явно видимой активной ссылкой на Элитариум, как на источник первой публикации.
Малый шар - сидим на полу, руки обнимают колени и голова тянется к коленям и ступням. Очень компактный малый шар в который вписано наше тело. Позиция зародыша? Защитная поза. А если еще при этом натянутое состояние, а не расслабленное! Сколько потенциальной энергии может заключать в себе это состояние. Мы его пока применяем для того, чтобы наш позвоночник стал гибким. Катаемся шариками по коврикам. Может быть даже смешно с стороны, инода кому-то больно, если плохо тянется, но очень уж приятно, когда освоишься. Спина потом благодарна несколько дней.
Вообще-то шар, круг - это символы целостности. А целостное состояние - это здоровье, духовная зрелость, возможность разумно строить свою жизнь, действовать в согласии с природными ритмами, не нарушая единство природы, осознавать свою ответственность...
И еще много хороших слов можно написать о целостности. Психология уже давно взяла это понятие в свой круг.
]]>