БЕЛОЯР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС!
ПРИГЛАШАЕМ НАЧИНАЮЩИХ НА ЗАНЯТИЯ ЗНАКОМИТЬСЯ И ОСВАИВАТЬ СИСТЕМУ БЕЛОЯР!
Тел. 8-921-345-80-71 - Тамара Пономарева, медицинский психолог, тренер-консультант по системе Белояр и цветотерапии Странник. Белояр по средам с 19-00 по адресу: Кантемировская ул., д.18, спортклуб "Климов", минут 5 от метро Лесная. Подробнее здесь
8-911-150-42-43 Сергей Пономарев, лицензированный инструктор по системе Белояр. Базовый Белояр (1-4 учебные диски). Занятия по понедельникам с 19-00 до 20.30 по адресу: Каменноостровский 21, минут 7 от метро Горьковская. Подробнее здесь
А по субботам с 12.00 до 13.30 там же на Каменноостровском мы ведем занятие вдвоем. Подробнее здесь
Разовое занятие - 500 руб.
Абонементы на месяц:
- два занятия в неделю - 2 000,
- одно занятие в неделю -1400 руб.
Стоимость индивидуального (или семейной пары) занятия - от 1.000 руб.
Методы работы на данных встречах разнообразные и ориентированы на состав и потребности участников.
Возможные формы работы:
Семинары первой ступени будут проводиться по мере записи участников по выходным дням для тех, кто хочет оздоравливать свой организм с помощью упражнений системы Белояр.
Будут рассмотрены и изучены такие разделы:
1. постановка опорно-двигательного аппарата,
2. оздоровление позвоночника,
3. ноги - наши «корни»,
4. защита от стресса,
5. нормализация кровообращения,
6. здоровые суставы.
В классическом психоанализе показателем душевного здоровья человека считается сила Эго, а целью терапии — воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в бодинамическом анализе вводится понятие телесного Эго, функциями которого являются:
Зрелое телесное Эго является условием как психологической, так и социально-психологической адаптации. На его основе выстраивается целостность, единство человека как с самим собой, так и с другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой взаимосвязи.
Термин «бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics). Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический» анализ или анализ телесного развития. В основе метода лежат представления психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития ребенка, ее параллелизм с развитием личностным. Разработан метод датским психотерапевтом Л. Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его представления о «мышечном панцире».
Из представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства. Если это представление признается верным, то справедливо и противоположное: через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем (принцип обратной связи). Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем.
Л. Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном уровне как составной части психомоторного развития, а на психологическом уровне — как закономерно развивающейся во времени последовательности альтернативных выборов (табл. 2), формирующих структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим выборам частные личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл. 1).
Таблица 1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер
Группы мышц | Психологические функции мышц |
Голова, шея |
|
Мимические мышцы в целом | Выражение чувств, социальные контакты |
Мышцы вокруг глаз | Направленность внимания и краткосрочное планирование |
Мышцы области рта и язык | Эмоциональное принятие |
Мышцы передней поверхности шеи | Речевое самовыражение |
Мышцы задней поверхности шеи | Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах |
Плечевой пояс и руки |
|
Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечо | Личное пространство в отношениях |
Мышцы, поднимающие плечо | Способность нести психологическую «ношу» |
Ротаторы плеча | Самозащита и способность принимать поддержку от других |
Разгибатели предплечья | Отталкивание, удерживание на дистанции |
Сгибатели предплечья | Привлечение и удержание |
Ротаторы предплечья | Брать и отдавать |
Сгибатели и разгибатели запястья | Позиционирование или социальный контроль поведения |
Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец | Обострение восприятия; письменная речь |
Разгибатели пальцев | Тонкое приспособление (изменение границ); умение «отпускать от себя» |
Сгибатели пальцев | Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдавать |
Туловище |
|
Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая грудная и передняя зубчатая мышцы) | Ощущение собственной ценности и личной силы (как в поверхностных, так и в глубинных контактах) |
Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы) | Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания» |
Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные мышцы живота | Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание» эмоций |
Большая и малая поясничные мышцы | Интимная привязанность |
Разгибатели туловища (позвоночника) | Способность противостоять эмоциональным и физическим стрессорам |
Квадратная мышца поясницы | Баланс между ориентацией на собственные чувства или на эмоции окружающих |
Мышцы тазового дна | Сексуальные чувства |
Ноги |
|
Сгибатели бедра | Инициация движения вперед и психологического контакта |
Разгибатели бедра | Самоутверждение, способность «стоять на своем» |
Ротаторы бедра | Сексуально-чувственное самоосознавание |
Мышцы, приводящие бедро | Интимные и чувственные контакты |
Разгибатели голени | Персональные границы во взаимоотношениях |
Сгибатели голени | Выбор направления и контроль движения вперед |
Малоберцовая мышца | Персональный баланс в групповом взаимодействии |
Разгибатели стопы и пальцев | Контакт с реальностью |
Сгибатели стопы | Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах» |
Сгибатели пальцев | Ощущение контакта с землей |
Бодинамический анализ внес существенные дополнения в райховские представления о структуре характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии структура характера первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных, иррациональных стереотипов поведения в стрессовых ситуациях — набор, который формируется у каждого человека, начиная с раннего возраста (именно с воспроизведением детского опыта и связаны элементы иррациональности). При этом складывается он во многом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем подражания окружающим). Набор типичных психологических защит составляет, по Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде участков повышенного мышечного тонуса — «мышечный панцирь».
При этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц «созревают» в разное время. И психомоторное развитие представляется как последовательное «созревание» определенных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под «созреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелости нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной мышцы в полной мере доступной сознательному контролю. Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточно узкими временными рамками. Это так называемый критический или сензитивный период развития, с которым также ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в ситуации первичного научения (импринт).
Внимание! Фрагмент текста в комментариях!
В отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от попыток насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять пациента беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента осознаванию присутствия собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном итоге наряду с восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц это приводит к укреплению или «пробуждению» телесного Эго, гармонизация функций которого и служит главной целью психокоррекционной работы.
Также смотрите:
Подробно практические методы телесной психотерапии изучаются в учебных курсах "Язык телодвижений" и "Психофизиология", которые вы можете изучить по индивидуальной программе.
COPYRIGHT 2007 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование любой части этого материала допускается только с явно видимой активной ссылкой на Элитариум, как на источник первой публикации.
С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы
Таблица 2. Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер
Этап развития Возрастные границы Психологическое содержание
Существование Внутриутробный период и до 3 месяцев после рождения Связь с матерью
Потребность От 1 месяца до 1,5 лет Интернализация чувства заботы со стороны окружающих, удовлетворения потребностей
Автономия От 8 месяцев до 2,5 лет Самостоятельное передвижение и общение с окружающими
Воля От 2 до 4 лет Способность добиваться цели и оказывать влияние на окружающих
Любовь От 3 до 6 лет Способность к поддержанию сердечных отношений
Формирование мнения От 5 до 8 лет Становление логического мышления, способности принимать решения на основе норм культуры
Коллективизм От 7 до 12 лет Способность быть членом группы/общества
Отсюда вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактическую задачу составляет выявление мышечных «блоков»; задачу же стратегическую, осуществляемую на основе устранения этих «блоков», — развитие недостающих телесно-психологических ресурсов. Начальным этапом работы с пациентом является телесная диагностическая процедура — составление индивидуальной мышечной «карты». При подобном картировании проводится исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от традиционной телесной терапии, анализируется не только статическая, «механическая» характеристика — мышечный тонус (то есть состояние мышцы в покое), но и динамическая характеристика состояния мышцы. Это так называемая реактивность, то есть рефлекторный ответ мышцы на ее механическую ручную стимуляцию — пальпацию. Подобный ответ мышцы можно сравнить с каналом обратной связи, с сигналом подсознания о приемлемости/неприемлемости данного телесного контакта. Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону на условной шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от нормы — соответственно гипо- или гиперреактивность.
Сопоставление со схемой возрастного психомоторного развития позволяет предположить, в каком возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц. Психологическая травма, перенесенная в течение критического периода возрастного развития либо в еще более в раннем возрасте, проявляется в гипотонусе (гипореактивности) соответствующей мышцы. Если же психотравма имела место в более старшем возрасте, то ее результатом становится мышечный гипертонус (гиперреактивность). Текст скрыт развернуть
А для питания по-белояровски могу посоветовать вслед за Ерошенко научиться медленно, как бы процеживая, есть полезную натурально-выращенную пищу. И убирать из своего репертуара постепенно все, что вызывает наркотическое действие. Текст скрыт развернуть